Логопедия. (1).mp4

Аннотация к программе профессиональной переподготовки

Кафедры коррекционной педагогики

«ЛОГОПЕДИЯ»

 

 

1.Цель: Подготовка слушателей к коррекционно-педагогической деятельности в области логопедии в учреждениях системы образования, здравоохранения, реабилитации лиц с речевой патологией разного возраста.

2. В результате освоения программы слушатель:

2.1. Узнает:

 - теоретические и практические проблемы логопедии на современном этапе;

- основной понятийно-категориальный аппарат логопедии как науки;

- виды речевой патологии у детей раннего, дошкольного и школьного возраста, а также у взрослых;

- современную нормативно-правовую базу системы ранней помощи в РФ;

- новые научно обоснованные подходы (нейропсихологический, коммуникативно-деятельностный) и методы выявления детей группы риска по речевой патологии;

- методы диагностики нарушений   устной, письменной речи;

- логопедические технологии при различных видах речевых нарушений;

- алгоритмы межпрофессионального взаимодействия при осуществлении комплексного подхода к коррекционно-развивающей работе с патологией речевого развития;

 - новые формы, методы и приемы вовлечения родителей в сотрудничество по развитию речи у детей.

2.2. Научится:

- применять полученные знания при организации и реализации логопедической работы в ходе коррекционно-развивающего процесса с лицами с речевой патологией;

- проводить диагностику вербальных и невербальных компонентов речевой деятельности;

- определять структуру речевого дефекта и иерархию вторичных нарушений;

- развивать предречевые предпосылки у детей раннего возраста с задержкой речевого развития;

- разрабатывать индивидуальную программу коррекции нарушений  речи;

- выявлять ранние признаки нарушений речи и проводить профилактическую работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.  

3. По результатам обучения совершенствуются следующие профессиональные компетенции:

- способность к проведению логопедической диагностики с использованием современных технологий, включая информационно-коммуникационные ресурсы;

- способность осуществлять и обосновывать правильный выбор методик коррекции и развития речи у лиц с речевой патологией;

- способность взаимодействовать с коллегами  и родителями при разработке индивидуальных программ развития у лиц с речевой патологией.

4. По результатам обучения по программе профессиональной переподготовки в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, дающий право на ведение нового вида профессиональной деятельности в области логопедии 

5. Дисциплины программы

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИИ

Предмет и задачи логопедии. Научные основы логопедии.

Связь логопедии с другими науками.

Функции речи и ее структура

Онтогенез речевого развития

Причины речевых нарушений

Классификация речевых нарушений

Организация логопедической помощи в России и за рубежом

Ранняя диагностика и профилактика речевых нарушений

II. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ

Речь как функциональная система

Мозговая организация речевого процесса. Функциональное значение коркового, подкоркового и стволового уровней регуляции

Строение и функционирование анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности

Нарушения речи при неврологической патологии

Сенсорная основа речи

III. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ

Общие сведения о речевом аппарате

Дыхательный отдел речевого аппарата

Голосовой отдел речевого аппарата

Резонаторный отдел речевого аппарата

Артикуляционный аппарат

IV. ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Дислалия.

Ринолалия

Дизартрия. Афазия

Нарушение темпа речи

Алалия

Общее недоразвитие речи

Задержка речевого развития

Дисграфия. Дислексия

V. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Технологии диагностики речевых нарушений. Схема логопедического обследования

Логотехнологии постановки звуков и  формирования речевого дыхания

Логотехнологии развития связной речи

Логотехнологии запуска речи у неречевых детей

Психокоррекционные логотехнологии

Альтернативные технологии общения у детей с тяжелыми нарушениями речи

VI. РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА  И ЗРЕНИЯ

Особенности обучения языку детей с нарушениями слуха. Задачи и содержание занятий по развитию речи.

Особенности обучения языку детей с нарушениями зрения. Задачи и содержание занятий по развитию речи.

VII. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Особенности  речевого развития детей с РАС

Особенности  речевого развития детей с нарушением интеллекта

Особенности  речевого развития детей с задержкой психического развития

VIII. РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

Структура речевого дефекта при ринолалии

Комплексное обследование лиц с ринолалией ринолалии (дооперационный период)

Методика логопедического воздействия при открытой органической

Логопедическая работа при открытой органической ринолалии(послеоперационный период)

IХ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Понятие «недоразвитие речи». Классификация

Характеристика первого уровня недоразвития речи. Логопедическая работа

Характеристика второго уровня недоразвития речи. Логопедическая работа

Характеристика  III и IV  уровня недоразвития речи. Логопедическая работа

Х. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

Современные представления о механизмах письма и чтения

Классификация нарушений письма и чтения

Обследование учащихся с нарушениями письма и чтения

Логопедическая работа по коррекции и профилактике дисграфии и дислексии

ХI. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У  ДЕТЕЙ

Клинические и психологические особенности проявления заикания

Современные представления о заикании

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного и школьного возраста

Неврозоподобная форма заикания. Методы коррекции

Невротическая форма заикания. Методы коррекции

ХII. РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЦП

Детский церебральный паралич как причина и этиопатогенетический механизм дизартрии.

Нарушения речевого развития при ДЦП

Основные направления коррекции речевых нарушений при ДЦП

ХIII. РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С  КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Становление системы помощи детям с комплексными нарушениями

Клинико-психолого- педагогическая характеристика детей с ТМНР

Особенности логопедической работы  с детьми с ТМНР

ХIV. РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Современные подходы к организации работы междисциплинарной команды при коррекции речевых нарушений

Анализ структуры речевого дефекта

Особенности разработки индивидуальной программы у детей с ТНР

6.Преподаватели программы

Досаева Руфина Наримановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики. Стаж педагогической работы – 14лет.

Практический опыт: диагностика и коррекция речевых нарушений; диагностика и подготовка к школьному обучению; развитие познавательных процессов; консультации по вопросам психологических проблем детей и взрослых; арттерапия.

7. Длительность обучения

4 месяцев.

8. Форма обучения – очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий. Учебные занятия могут проводиться с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном интерактивном взаимодействии обучающихся и преподавателя в режимах он-лайн и офф-лайн в формах видеолекций, лекций-презентаций, видеоконференций, выполнении виртуальных практических работ.